Свящ. Андрей Грозовский. «Анахронизмы и компилятивные вставки в житии свт. Николая Чудотворца, по Четьям-Миней свт. Димитрия Ростовского, и причины их появления»

В данной статье, мы попытаемся выявить анахронизмы и компилятивные вставки, находящиеся в житии свт. Николая Чудотворца, помещенном у свят. Димитрия Ростовского, и на основании их, отразим те точки зрения, которые существовали в исследовательской науке в ХIХ-ХХ вв. в отношении личности свт. Николая.


Уже сам свят. Димитрий Ростовский осознавал, что при составлении Житий Святых он располагал материалами, имеющими разную степень достоверности в качестве источников [1]. Заканчивая последний - четвертый том, свт. Димитрий уже готовил исправления и дополнения ко второму изданию первого тома.


Первым, кто обратил внимание на то, что хронология жития архиеп. Николая Мирликийского, помещенная в Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского, вступила в явное противоречие с церковной историей, был выдающийся исследователь, начальник Русской Духовной миссии в Иерусалиме, архимандрит Антонин (Капустин), живший в XIX веке. В своей работе он пишет: «кто читал со вниманием житие святителя Николая, положенное в нашей Четьи-Минее, от того не может укрыться одна встречающаяся в нем историческая несообразность. Говорится там, что великий угодник Божий, бывши еще пресвитером, отправлялся в Палестину на поклонение св. местам, восходил на Голгофу и вошел раз в святую церковь (конечно, Воскресения) вратами, которые отверзлись ему самому… Но святые места Иерусалима приведены во всеобщую известность уже при самом христолюбивейшем императоре, и славная церковь Воскресения освящена только 13 сентября 335 года, т. е. 30 лет спустя после Диоклетианова и Максимианова правления»[2].


Таким образом, поскольку путешествие святителя в Палестину всегда датировалось 300 г, т.е. временем, когда Крест еще не был найден святой царицей Еленой, а храм Воскресения Господня не был построен, то хронология жития архиепископа Николая вступала в явное противоречие с церковной историей.

 

Ситуация прояснилась после открытия древних текстов житий святителя Николая Пинарского. Кроме того, в тексте жития Николая Пинарского, составленном в VI в., найденном в библиотеке Ватикана, и, опубликованном кардиналом Фалькони в XVII в.[3], находится то же самое повествование о путешествии на Святую Землю, что и в житии свт. Николая Мирликийского, но с множеством дополнительных подробностей[4].

 

Только спустя двести лет архим. Антонин (Капустин) установил достоверность факта существования двух ликийских святителей Николаев. Он писал: «Можно дивиться, каким образом, два лица, оба знаменитые, слились в представлении народном, а затем и в памяти церковной, в один досточтимый и святоублажаемый образ, но отрицать факта нельзя… Итак, два было свт. Николая ликийских»[5].


В статье 1873 года, названной «Еще раз о святителе Николае Мирликийском», архимандрит Антонин сообщил о найденном им, так называемом, «Синайском списке» XI-XII вв. Обнаружение этого списка дало возможность архимандриту Антонину аргументировать ранее высказанное им предположение о том, что было два святых Николая[6].


Этого же взгляда держался и высокопреосвященный Сергий (Спасский), автор «Православного месяцеслова Востока». «Действительно, - пишет владыка, - в месяцеслове греческого Апостола XI—XII века, в Нанианской библиотеке, есть 6 декабря память другого святителя Николая при Юстиниане Великом. Смешение двух святителей более чем вероятно»[7].


Хотя в XIX веке находились и те исследователи, которые не разделяли мнение архим. Антонина. Можно упомянуть о возражениях со стороны известного исследователя памятников древнерусской письменности, наместника Троице-Сергиевой лавры, архимандрита Леонида (Кавелина). Архимандрит Леонид, полемизируя с архимандритом Антонином, приходит к выводу, что было не два, а один святитель Николай. Сосуществование разных типов житий он объяснял тем, что у одного жития были разные греческие и латинские источники[8].


В последствие это мнение разделяли и некоторые отечественные исследователи. Например, Федор Гусев, написавший в соавторстве с Андреем Вознесенским, монументальный труд, посвященный свт. Николаю Чудотворцу[9].


Интересно, что в начале ХХ века в русской научной литературе возникает почти фантастическая идея о том, что было три тезоименных святых Николая, и третий тип жития святого создан именно в славянских странах. Впервые о третьем святителе Николае заговорил в 1922 году П. О. Потапов[10] по мнению которого, житие святителя Николая сложилось из биографий трех различных одноименных святых, все подвиги которых «приписали» одному лицу, в результате чего по своему величию святой Николай из Мир в святцах Русской Православной Церкви оказался почти равным Богородице и Самому Христу[11].


Сейчас после фундаментальных работ Густава Анриха[12], Нэнси Шевченко[13], Джерардо Чоффари[14] и многих других, сомнения в смешении житий двух святителей с именем Николай полностью исчезли.


В настоящее время, на основании данных агиографической науки, подавляющим большинством николаеведов признается несомненным, что было двое святых Николаев Мирликийских чудотворцев, живших друг от друга на расстоянии в 200 лет: 1) святитель Николай, живший во времена императоров Диоклетиана и Константина Великого в III —IV веке, и 2) святитель Николай (из архимандритов Сионского монастыря), живший в VI веке при императоре Юстиниане.


Впервые из текста жития свт. Николая, архиепископа Мирликийского, помещенного у свят. Димитрия Ростовского, были убраны все факты из жизни другого ликийского святителя - Николая Пинарского только в начале XXI века, в новейшей биографии, составленной по благословению Патриарха Алексия II Александром Бугаевским и архим. Владимиром (Зориным)[15]. Эта работа проводилась с учетом всей совокупности доступных на данный момент исследователям древних рукописей и исследований как отечественных, так и зарубежных ученых, и имела своей целью дать научно-обоснованный и исторически-достоверный материал о святителе Николае Чудотворце, освободив текст от привнесенных в него деяний и фактов из жития Николая Пинарского и других сведений, не имеющих подтверждения в авторитетных греческих памятниках.


Таким образом, если сопоставить житие свт. Николая Чудотворца, написанное на рубеже XVII-XVIII вв. свт. Димитрием Ростовским[16], и житие, составленное современными исследователями ХХI в. Бугаевским А.В., архим. Владимиром (Зориным)[17], то все анахронизмы, компиляции и прочие неточности можно сгруппировать следующим образом:


• имена родителей святого — Епифания и Ноны (заимствование из жизнеописания Николая Пинарского);
• описание крещения младенца, простоявшего два часа в купели (заимствование из жизнеописания Николая Пинарского);
• недостоверен рассказ о том, что дядя свт. Николая был епископом г. Патары, а также имя дяди «Николай» (заимствование из жизнеописания Николая Пинарского);
• рассказ о том, что дядя святого, епископ Патарский Николай рукоположил его в сан пресвитера;
• во время отсутствия своего дяди, отправившегося на поклонение святым местам, св. Николай, будучи еще в прествитерском сане, управляет Патарской Церковью;
• недостоверен и житийный рассказ о путешествии св. Николая Мирликийского в Святую Землю (заимствование из жизнеописания Николая Пинарского);
• чудо укрощения бури во время путешествия в Иерусалим и воскрешения упавшего с мачты юноши (заимствование из жизнеописания Николая Пинарского);
• возвращение обратно из Палестины и попытка корабельщиков обмануть свт. Николая, направив корабль не в Ликию, а в другой город;
• жизнь свт. Николая в монастыре «святой Сион», основанным его дядей. А также молитвенное видение и последовавший за ним уход из монастыря;
• божественное видение свт. Николаю ещё до смерти архиепископа города Миры (у свт. Димитрия Ростовского указанно даже его имя – Иоанн);
• год блаженного успения святителя указан неверно[18] (по современным исследованиям свт. Николай умер до 337 г.);

• одно из самых знаменитых деяний свт. Николая Чудотворца, упоминаемое во всех списках его жития - «Деяние о стратилатах»[19], содержит множество важных сведений, которыми изобилуют древнейшие редакции «Деяния о стратилатах», но которые, однако, были утрачены или искажены в тексте Метафрастова жития, а впоследствии и в Четьях-Минеях свт. Димитрия, митр. Ростовского. В результате оказались ослаблены причинно-следственные связи повествования, утеряны важные звенья событий и затемнено понимание логики поступков людей;

• некоторые деяния свт. Николая Чудотворца и вовсе не упоминаются в традиционном изложении его жития у свт. Димитрия Ростовского и были включены в него лишь в новых редакциях, появившихся в XXI веке: «Деяние о подати», «Деяние о хлебовозах», «Деяние о епископе Феогние»[20];


В заключении хотелось бы с сожалением констатировать тот факт, что, в большинстве своем, до сих пор на церковных прилавках лежат книги, которые являются либо переложением на современный язык жития свт. Николая, взятого из Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского, либо репринтные издания того же автора. В то время как проделана такая колоссальная работа современными исследователями, позволяющая обогатить наши знания не только новыми фактами о земной жизни святителя Николая Чудотворца, но и о времени царствования императора Константина Великого!


Конечно, нужно помнить, что почитание святых – деликатная область, в которой мы имеем дело с народным благочестием и Церковным Преданием и, поэтому современному пастырю нужно очень аккуратно доносить новые данные современной науки о личности всеми любимого святого, по крайней мере до тех пор, пока не будут изданы новые Четьи-Миней с исправленным житием святителя Николая Чудотворца, на что автор данной статьи смеет надеется…

 

[1] Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. Т.3. М., 1991, с. 524
[2] Антонин (Капустин), архим. Святой Николай, епископ Пинарский и архимандрит Сионский // Тр. Киевской Духовной академии. (Июнь), 1869, с. 445
[3] Falconius N. С. Sancti Nikolai confessoris pontificis et celeberrimi thaumaturgi Nicolai Acta Primigenia. Neapoli, 1751. P. 30
[4] См. кн.: Гусев Ф., Вознесенский А. Святитель Николай Чудотворец. М., 2005, 664 стр. В том месте манускрипта, где указывается дата кончины епископа, есть глубокая подчистка, не позволяющая установить, какое изначально там стояло число, а поверх написана цифра ох (шесть).
[5] Антонин (Капустин), архим. Цит. соч., с. 449
[6] Антонин (Капустин), архим. Еще раз о святителе Николае Мирликийском.// Тр. Киевской Духовной академии. (Декабрь), 1873, с. 241-288
[7] Цит. по: Гусев Ф., Вознесенский А. Цит. соч. с. 9
[8] См.: Леонид (Кавелин), архим. Житие и чудеса святителя Николая Мирликийского и похвала ему. Исследование двух памятников древнерусской письменности // Изд. Общества любителей древней письменности и искусства. СПб., 1881, с. 23-61; Посмертные чудеса святителя Николая, архиепископа Мирликийского, Чудотворца. Памятник древней русской письменности XI века. Труд Ефрема, епископа Переяславского (по пергаменной рукописи исхода XIV века библиотеки Троице-Сергиевой лавры, №9) // Изд. Общества любителей древней письменности и искусства. СПб., 1888.
[9] См.: Гусев Ф., Вознесенский А. Цит. соч. с. 13
[10] Потапов П.О. К литературной истории рукописных сказаний о святом Николае Чудотворце. Т.2, Одесса,1922, с. 121-129
[11] Крутова М.С. Святитель Николай Мирликийский в русской исследовательской традиции. // «Богословский вестник». Вып. 3, М.,1999, с.197-221
[12] См. кн.: Anrich G. Hagios Nikolaos. Der heilige Nikolaus in der griechischen Kircher. Texte und Untersuchungen. Bd. I- II. Leipzig Berlin, 1913-1917.
[13] См.: The Life of St. Nicholas of Sion / Ed. by I- Sevcenko and N.P. Sevcenko. Brooktinc (Mass.), 1984; Sevenko N. P. The life of Saint Nicholas in byzantine art. Torino, 1983;
[14] См.: Cioffari G. San Nicola nella crilica storica. Ban, 1988
[15] Бугаевский А.В., Владимир (Зорин), архим. Святитель Николай, архиепископ Мирликийский. М., 2001
[16] См.: Жития святых, на русском языке изложенныя по руководсву Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского. Кн. 4, М., 1906, с.174-211
[17] См.: Бугаевский А.В., Владимир (Зорин), архим. Святитель Николай… М., 2001, с.1-33; Литературные достоинства нового текста получили высокую оценку: «Автор решил также и весьма трудную литературную задачу, найдя стилистически превосходное сочетание житийного стиля и научности. Поэтому труд А. В. Бугаевского служит одновременно двум целям: являясь научным исследованием, он может быть использован в изданиях, подобных Православной Богословской Энциклопедии, а как произведение духовно-назидательное оно могло бы издаваться для широкого круга читателей и в будущем войти в новые Четьи-Минеи», - пишет известный церковный историк, магистр богословия, прот. Валентин Амус. Цит. по: Бернацкий М.М. «Правило веры и образ кротости...»: Образ свт. Николая, архиеп. Мирликийского, в византийской и славянской агиографии, гимнографии и иконографии. М., 2004,с.23
[18] «Год кончины, - пишет свт. Димитрий, - в точности не известен: по одним, угодник Божий умер в 341-м году, а по другим, год его кончины полагается между 345-352 годами». - См.: Жития святых, на русском языке… с. 197
[19] «Деяние о стратилатах» - древнейший рукописный памятник, восходящий к IV в. Он дошел до нас в 5 редакциях.
[20] Комлева Ю. Святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских в свете современных исследований. // «Православный вестник». № 9 (98) / ноябрь-декабрь, Екатеринбург, 2010, с.17-18

 

 

Список использованной литературы:
1. Антонин (Капустин), архим. Святой Николай, епископ Пинарский и архимандрит Сионский // Тр. Киевской Духовной академии. (Июнь), 1869;
2. Антонин (Капустин), архим. Еще раз о святителе Николае Мирликийском.// Тр. Киевской Духовной академии. (Декабрь), 1873
3. Бернацкий М.М. «Правило веры и образ кротости...»: Образ свт. Николая, архиеп. Мирликийского, в византийской и славянской агиографии, гимнографии и иконографии. М., 2004;
4. Бугаевский А.В. Правда о святителе Николае. Агиографическое расследование. // «Нескучный сад», №1(12), 2005;
5. Бугаевский А. В., архим. Владимир (Зорин). Святитель Николай архиепископ Мирликийский Великий Чудотворец. Его жизнь, подвиги и чудотворения по древним греческим, латинским и славянским рукописям. М., 2001
6. Бугаевский А.В., Владимир (Зорин), архим. Святитель Николай, архиепископ Мирликийский. М., 2001;
7. Гусев Ф., Вознесенский А. Святитель Николай Чудотворец. М., 2005
8. Державин А., прот. Четьи-Минеи свт. Димитрия, митрополита Ростовского, как церковно-исторический и литературный памятник // Богословские труды. Сб. 15, М., 1976;
9. Жития святых, на русском языке изложенныя по руководсву Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского. Кн. 4, М., 1906;
10. Комлева Ю. Святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских в свете современных исследований. // «Православный вестник». № 9 (98) / ноябрь-декабрь, Екатеринбург, 2010;
11. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. Т.3. М., 1991;
12. Крутова М.С. Святитель Николай Мирликийский в русской исследовательской традиции. // «Богословский вестник». Вып. 3, М., 1999;
13. Леонид (Кавелин), архим. Житие и чудеса святителя Николая Мирликийского и похвала ему. Исследование двух памятников древнерусской письменности // Изд. Общества любителей древней письменности и искусства. СПб., 1881;
14. Леонид (Кавелин), архим. Посмертные чудеса святителя Николая, архиепископа Мирликийского, Чудотворца. Памятник древней русской письменности XI века. Труд Ефрема, епископа Переяславского (по пергаменной рукописи исхода XIV века библиотеки Троице-Сергиевой лавры, №9) // Изд. Общества любителей древней письменности и искусства. СПб., 1888;
15. Муравьев А. « Правило веры и образ кротости…»: Образ свят. Николая, архиепископа Мирликийского, в византийской и славянской агиографии, гимнографии и иконографии. (Сост. и общ. ред. А.В. Бугаевский). М., 2004;
16. Потапов П.О. К литературной истории рукописных сказаний о святом Николае Чудотворце. Т.2, Одесса,1922;
17. Anrich G. Hagios Nikolaos. Der heilige Nikolaus in der griechischen Kircher. Texte und Untersuchungen. Bd. I- II. Leipzig Berlin, 1913-1917;
18. Cioffari G. San Nicola nella crilica storica. Ban, 1988;
19. Sevenko N. P. The life of Saint Nicholas in byzantine art. Torino, 1983; The Life of St. Nicholas of Sion / Ed. by I- Sevcenko and N.P. Sevcenko. Brooktinc (Mass.), 1984;
20. Falconius N. С. Sancti Nikolai confessoris pontificis et celeberrimi thaumaturgi Nicolai Acta Primigenia. Neapoli, 1751;