Прот. Дионисий Чупрынин. «О христианском восприятии воинского долга и пастырском служении в воинских подразделениях»

В настоящий момент времени со всей очевидностью встал вопрос о насущной необходимости пастырского окормления воинов. Осмысливая аспекты этого служения и контраргументы его противников, в т.ч. тех из них которые говорят о небогоугодности самого воинского служения небходимо ясно сформулирорвать отношение к данному вопросу Православной Церкви.


Итак, служение это ни в коей мере не противоречит христианскому учению, а наоборот, полностью ему соответствует, и подтверждением тому является само Священное Писание и творения православных богословов. Мир должен поддерживаться не в ущерб правде и истине. Важность воинской службы отмечали апостолы и многие святители. Быть всегда готовым по зову Родины защищать свое Отечество вооруженной рукой и за спасение этого Отечества жертвовать своей жизнью - таково свойство христианской любви. «Любовь познали мы в том, - говорит апостол Иоанн Богослов о Христе, - что Он положил за нас душу свою, и мы должны полагать души свои за братиев» (1 Ин. 3.16). «Нет больше той любви, - говорит Сам Господь наш Иисус Христос, - как если кто положит душу свою за друзей своих». (Ин.15,13). По мнению И.А. Ильина, «несопротивляющийся злу сам разламывает стены своего духовного кремля». И горе тому народу, который «утратит волю и способность к этой борьбе (со злом – авт.): он или возродит в себе эту волю, или погибнет, ибо злодеи истребят его лучших сынов, а оставшихся превратят в своих покорных рабов...». Физическое пресечение зла, боевые действия, с точки зрения этого русского философа, «могут быть прямою религиозной и патриотической обязанностью человека и тогда он не вправе от них уклониться. Исполнение этой обязанности введет его в качестве участника в великий исторический бой между слугами Божиими и силами ада; и в этом бою ему придется не только обнажать меч, но и взять на себя бремя человекоубийства».

 

Война, да и боевая учёба, во всех её проявлениях, является серьезнейшим испытанием всех,  в первую очередь, духовных и нравственных сил воинов, в плане решения боевых задач, стойкого перенесения всех тягот и лишений военной жизни, и, наконец, благородного отношения к своему противнику. Эти испытания нашим народом и его воинством преодолевались, в подавляющем большинстве случаев, успешно с явлением миру величайших примеров героизма и самопожертвования. Причины этого необходимо искать в глубине веков, а именно в том периоде истории, когда Русь приняла христианство. С этого времени возникает теснейшая связь народа и Православной Церкви, и большая часть боевых действий происходит за отстаивание идеалов православия, территориальной целостности нашего государства как государства православного, или в целях освобождения православных народов.

 

Религиозное начало играло очень большую роль в воспитании воинов, так как последнее было естественным продолжением того благотворного воздействия, которое оказывала Православная Церковь на весь строй жизни нашего народа. Воздействие это было постоянным, и выражалось, в первую очередь в молитвенном предстательстве о людских нуждах, а также в проповеди Евангелия на вполне понятном и простом языке. Мировоззрение нашего народа, его глубинная сущность сформировались таким образом, что его, строго говоря, трудно назвать народом политического воспитания. В обычном понимании этого слова, политика, в основном, касалась его лишь в виде военных действий, впрочем, очевидно носивших отпечаток народно-христианского решения возникавших с другими народами конфликтов. По преимуществу же воспитание нашего народа носило церковно-религиозный характер на основе православного вероучения. Само название “христолюбивое”, данное российскому воинству церковью являет тот идеал, к которому всегда стремились наши воины, как в прямом, духовном смысле, так и в плане отношения к службе. Это наименование говорит и о той связи, которая с давних времён существует между церковью, армией и флотом, в виде постоянного духовного содействия, в том числе, со стороны великих подвижников нашей церкви, в вопросах защиты православия и неколебимости нашего государства. В этом названии кроется, таким образом, глубокий смысл исторического христианского воспитания нашего народа и его воинов, которые в условиях ведения войны проявляли удивительное незлобие к поверженным врагам, даже нехристианам, против которых они шли полные решимости победить или погибнуть, если Богу угодно. Очевидно, что здесь полная покорность Богу, в вопросах личной безопасности, сочетается с проявлением характерных черт именно “христолюбивого” воина, сдерживающего в себе проявление тех тёмных сторон человеческой натуры, которые противоречат самому духу христианства, таких как мстительность, жестокость, ненависть, стяжательство и пр.


Надо отметить, что такая оценка воина российской армии возможна при изучении его лишь в условиях, когда дух его не омрачён и не парализован неверием, религиозной индифферентностью, потребительским и (или) безразличным отношением к ближним, своей службе, судьбе своего отечества, наконец, жизни вообще. Русская Православная Церковь, и в её составе священство Николо-Богоявленского морского собора, со своей стороны предпринимает серьёзнейшие усилия, чтобы не допустить этого омрачения и “паралича” духа нашего воинства. К числу этих трудов, непрекращавшихся со времени освящения нашего храма, в первую очередь, нужно отнести непрестанное молитвенное предстательство о нуждах нашей армии и военно-морского флота, духовную поддержку воинов и моряков уходящих на боевое дежурство, убывающих в районы боевых действий, освящение военных кораблей и гражданских судов, знамён боевых кораблей, лекционная и проповедническая деятельность в военных учебных заведениях, среди личного состава частей и подразделений российской армии и военно-морского флота. Необходимо сказать и о молитвенном поминовении “вождей и воинов на поле брани за Веру и Отечество живот свой положивших”. Зримым свидетельством чему являются памятные доски на которых выбиты имена павших героев, а, так же, обретённые уникальные фотографии, снятые генерал-майором Ал. Насветевичем в годовщину Цусимского боя, на которых запечатлены моменты совершения панихиды 15 –го мая (старый ст.) 1909 года у величественного памятника, установленного в сквере близ собора, в память о военных моряках – членах гвардейского экипажа погибших на броненосце «Император Александр III» во время Цусимского сражения.


Резюмируя всё вышесказанное, можно отметить, что при желании государства возродить эффективные и боеспособные армию и флот, думается, необходимо начать, в первую очередь, с возрождения и возвышения духа военнослужащих, их нравственного облика, воспитания высоких морально-волевых качеств. И в этом важнейшем деле, совершенно очевидно, не обойтись без решающей роли Русской Православной Церкви.
Благодарю за внимание.