Прот. Святослав Мельник. «Морские храмы Санкт-Петербурга»

Военно-Морской флот, созданный Петром Великим и развиваемый всеми Государями, сыграл огромную роль в истории Российского Государства - Россия из числа государств преимущественно сухопутных перешла в разряд государств морских и приобрела статус державы мирового урозня.

 

Флот во все времена играл государствообразующую роль в истории России. И с самого его основания до революционных потрясений огромное внимание на флоте уделялось духовному воспитанию военных моряков.. Ведь именно вера в святость своего дела.была основой боевого духа. Приверженность истинной православной вере и молитва были возведены Морским уставом 1720 года в ранг государственного и воинского долга, поскольку «всякое благословение, победа и благополучие от единаго Бога всемогущего, яко от истинного Начала всего блага и праведного Победодавца происходит...». Отступление от веры считалось нарушением воинского долга. Флотские священники окормляли воинов-моряков и разделяли с ними все тяготы флотской жизни. Это было великое служение духовенства. Приходилось служить и в больших портовых храмах, и в походных судовых церквях прямо на корабле. Флотские священники участвовали в сражениях, поднимали боевой дух моряков, давали последнее утешение раненым и умирающим, провожали в последний путь погибших...

 

Морское духовенство в течение 18-19 веков формировалось из иеромонахов, и, в крайних случаях, вдовых священников. Они назначались на корабли в период навигации. Для Балтийского флота в соответствии с указом Петра I от 8 апреля 1719 года центром флотского духовенства был Александро-Невский монастырь. В 1800 году по повелению Императора Павла I был учрежден институт военного духовенства во главе с обер-священником. В его ведение поступили иеромонахи флота. В 1816 году ведомство военного духовенства было разделено на два - гвардии и гренадер и армии и флотов. В 1890 году оба ведомства объединили под управлением Протопресвитера и утвердили Положение об управлении военным и морским духовенством - первый полный свод законоположений о военном и флотском духовенстве. Что касается береговых храмов, окормлявших морских служащих, то они принадлежали Адмиралтейств-коллегий, а затем -Морскому министерству.

 

Санкт-Петербург на протяжении всей своей истории неразрывно связав с морем и флотом Государства Российского. Город-порт, родина Балтийского флота, морские ворота России на Балтике, город выдающихся флотоводцев и первого в России учебного заведения, готовящего офицеров военно-морского флота. И вполне закономерно, что именно в Петербурге создавались морские храмы, а в них зарождались многие флотские традиции.

 

Так одним из первых храмов Петербурга был храм, связанный с морем и зарождающимся на Балтике флотом. Это была маленькая деревянная адмиралтейская церковь, освященная в 1710 году в честь святого Исаакия Далматского, день памяти которого совпадает с днем рождения основателя Санкт-Петербурга и создателя Балтийского флота Царя Петра I. Она упоминается в «Описании Санкт-Петербурга и Кроншлота в 1710и 1711 годах»: «Рядом с Адмиралтейством находится маленькая русская церковь или часовня». В первые годы церковь так и называлась - Адмиралтейская. В 1717 году Петр I приказал заложить каменную Исаакиевскую церковь. В 1858 году после нескольких перестроек на этом же месте был освящен нынешний Исаакиевский собор.

 

Санкт-Петербургский Адмиралтейский собор во имя святого Спиридония Тримифунтского. Первая церковь в здании Адмиралтейства была устроена по велению императрицы Елизаветы Петровны после завершения сооружения знаменитого шпиля. Место для нее выбрали в самом центре Адмиралтейства, прямо под шпилем. Церковь была освящена 20 апреля 1747 года во имя Воскресения Христова и праведных Захарии и Елисаветы. Она просуществовала до 1808 года, когда началась перестройка Адмиралтейства по проекту главного архитектора Морского ведомства Андреяна Захарова.

 

После завершения работ по перестройке в Адмиралтействе 12 декабря 1821 года была . освящена церковь во имя Спиридона Тримифунтского..

 

В приказе управляющего Морским министерством, датированным 28 октября 1858 года, указывалось: «... состоящую в здании Главного Адмиралтейства церковь во имя Святого Спиридония Тримифунтского наименовать Санкт-Петербургским Адмиралтейским во имя . Святого Спиридония Тримифунтского собором ... и образовать засим при соборе общий приход из всех чинов Морского ведомства, в Санкт-Петербурге находящихся»..

 

В соборе хранились святыни - бархатный, шитый золотом ботинок святого Спиридония, подушка, бывшая некоторое время под его головой, привезенные с острова Корфу, иконы святых Константина и Елены с частью Животворящего Древа с мощами. В храме хранились также реликвии военных событий, свидетели побед и торжества русских на море.

 

Адмиралтейский собор был свидетелем многих радостных и трагических событий истории России и Российского флота. Причт совершал молебны при закладке и спуске на воду новых кораблей, освящал судовые церкви, здесь проводились торжества по случаю побед России и служились панихиды по погибшим героям. В престольный праздник Святителя Спиридония, 17 ноября, поминались моряки, погибшие в крупных сражениях, герои Синопа и Цусимы.

 

Служение в Адмиралтейском соборе было почетным, и сюда назначались заслуженные священники, нередко те, кто прошел долгий боевой путь, побывал в войнах и сражениях, имел боевые награды. Последним настоятелем был один из наиболее выдающихся деятелей института военного и морского духовенства протоиерей Алексей Ставровский, прослуживший в соборе более 20 лет. В сентябре 1918 года отец Алексей принял мученическую кончину - был расстрелян в Кронштадте в качестве заложника после убийства руководителя Петроградской ЧК Урицкого. В 2002 году он был причислен к лику святых как один из тысяч новомучеников российских.

 

В 1927 году в храме создали революционный отдел Морского музея, а затем - клуб Военно-морского инженерного училища.

 

Свято-Трицкая гаванская церковь - еще один морской храм Санкт-Петербурга, основанный Петром I. Освящена в 1721 году. Первые 10 лет эта военно-походная церковь   , Галерного флота находилась в полотняной палатке, затем ее перенесли в деревянное здание, где она прослужила еще 60 лет, как домовая. В 1792 году на Васильевском острове по проекту архитектора Перрена была выстроена деревянная флотская церковь, освященная в во имя Святой Живоначальной Троицы. Здесь хранились уникальные церковные и исторические реликвии - иконы из домовой церкви Петра Великого и образ Спасителя , пожертвованный генералиссимусом Александром Васильевичем Суворовым. В 1932 году старинная деревянная церковь - памятник глубокой старины и флотская святыня - была разрушена.

 

Чесменская церковь. По высочайшему повелению Екатерины Великой в память победы, одержанной 24 июня 1770 года над турецким флотом при Чесме, в Санкт-Петербурге была построена архитектором Фельтеном церковь святого Иоанна Предтечи в готическом стиле.

 

В 1919 году храм был закрыт. Использовался как склад. В 1991-м в нем был отслужен первый после долгого перерыва молебен. В 1995-м архитектурное чудо и флотскую святыню возвратили Церкви.

 

Один из старейших морских храмов - небольшая церковь Святого Пантелеймона Целителя близ Фонтанки. Церковь была основана в 1721 году в память о двух крупных победах молодого российского флота: при Гангуте (1714 год) и при Гренгаме (1720-й). Оба сражения происходили в день памяти святого Пантелеймона.

 

29 мая 1898 года была освящена еще одна морская церковь - в честь иконы Божией Матери Милующей («Достойно есть»), на Большом проспекте. Церковь принадлежала Морскому ведомству и предназначалась для живших в Гавани военных моряков, и их семей.

 

В 1934 году храм был полностью переоборудован под нужды учебного отряда подводных лодок.

 

Госпитальный храм. По высочайшему повелению императора Николая I в 1838 году на втором этаже главного корпуса Морского госпиталя в Коломне на средства казны была устроена домовая церковь во имя святого Александра Невского.

 

Церковь при Морском кадетском корпусе. Важнейшим и старейшим учебным заведением России, готовившим офицеров для военно-морского флота, был Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге, основанный в 1752 году на базе переведенной из Москвы навигацкой школы на Васильевском острове, на набережной, ныне носящей имя лейтенанта Шмидта.

Здесь получили образование выдающиеся флотоводцы - слава и' гордость флота. Подготовка офицеров Российского флота имела в своей основе религиозно-нравственное воспитание. И важнейшую роль в воспитании настоящих моряков и патриотов играла церковь. Первоначально кадеты посещали Никольский собор в Морской слободе. Но уже в 1761 году в нижнем этаже северо-восточной части главного здания была освящена церковь во имя святителя Николая Чудотворца. После большого пожара 1771 года Морской корпус перевели в Кронштадт, бывший тогда главной базой Российского флота, в здание Меньшиковского дворца, на новом месте 15 февраля 1772 года была вновь освящена церковь во имя Николая Чудотворца.

 

Император Павел I одним из своих первых рескриптов от 8 декабря 1796 года вернул корпус в Санкт-Петербург. В перестроенном здании, в третьем новом этаже в западном крыле Морского корпуса была устроена церковь, которую освятили 15 марта 1797 года во имя Святого Павла Исповедника, в память о восшествии на престол цесаревича Павла Петровича, состоявшемся в день памяти этого святого. Здесь молились будущие великие адмиралы Российского флота Ушаков, Нахимов, Корнилов, Макаров, и многие другие.

 

К училищному священнику предъявлялись очень высокие требования - хорошее образование, способность проповедовать, воспитывать и обучать юных кадетов. На стенах церкви висели памятные доски с именами выпускников, погибших за Родину, начиная с Чесменского сражения. Название сражения, дата, название корабля, фамилии, имена и звания погибших. Кадеты чувствовали себя продолжателями героических дел предков, причастными к былым сражениям. Именно Православная Церковь в то далекое и славное для России время давала нравственное и патриотическое воспитание будущим офицерам, учила верности Родине и воинскому долгу, укрепляла воинское братство. За клиросом хранилось старинное корпусное знамя. Помещение в храм - образ Царства Небесного на земле - имен героев, погибших за Родину, и корпусных реликвий возводило военную службу в ряд богоугодных святых дел, говорило о святости воинского долга, призывало быть готовыми при необходимости   «душу положить за други своя».

 

Корпусный храм не оставлял своим вниманием Святой Праведный Иоанн Кронштадтский. Он лично совершил торжество освящения храма после перестройки 30 сентября 1893 года.

 

Важную государствообразующую роль в России выполняла традиция запечатлевать крупные исторические события, деяния, битвы, подвиги и жертвы возведением в их память соборов, церквей, созданием монастырей. В русле этой традиции флот России в начале XX века получил два замечательных общефлотских храма-памятника: Кронштадтский Николаевский Морской собор - в память двухсотлетней истории флота, и Храм Христа-Спасителя (Спас-на-Водах) - в память моряков, погибших в Русско-Японской войне 1904-1905 годов.

 

Создание Морского собора началось по предложению высших офицеров флота в 1896 году - в год двухсотлетия флота и продолжалось 17 лёт. В Воззвании Комитета, образованного в 1897 году, для сбора пожертвований по всей Империи на постройку главного флотского Храма-памятника, был указан замысел его создания:

«Новый Храм предполагается создать в таком виде, чтобы он служил и местом молитвы для моряков, и был памятником славных, деяний русского, флота. В будущем соборе, на особых досках имеется в виду начертать имена всех деятелей, прославившихся бевыми подвигами и оказавших услуги Отечеству на поприще военно-морской службы. Чрез Это наглядное изображение на стенах храма истории флота, отшедшим в вечность морякам-героям воздан будет долг благодарной памяти со стороны русского народа, а настоящим и будущим поколениям морских чинов, в поучение и назидание, представлены будут высокие образы мужества, самоотвержения и любви к родине».

 

Храм Христа-Спасителя был построен как символическое надгробие морякам, погибшим в море без могил. С 1911 до 1918 года Спас-на Водах стал местом поминовения и хранения памятных реликвий всех моряков, погибавших в море при исполнении своего служебного и воинского долга. Это особенно проявилось с началом войны в 1914 году.

Памятные доски - мраморные в Морском соборе и литые бронзовые в Спасе-на Водах -с множеством имен моряков, заслуживших память потомков, наполняли храмы особенной атмосферой, вызывали у входивших в них ощущение сопричастности к исторической судьбе России.

 

Жизнь храма-памятника погибшим морякам Спас-на-Водах была недолгой. После 1917 года храм был закрыт, разграблен и в марте 1932 года взорван. На части фундамента храма сейчас стоит промышленный корпус Адмиралтейского завода.

 

В 1995 году был подготовлен проект восстановления церкви и постройки на этом участке часовни. В 2002 году часовня была построена и освящена.

 

Кронштадтский Николаевский собор был освящен в 1913 году. Величием и архитектурным совершенством он прекрасно отвечал назначению храма-памятника истории Российского флота. Являясь лучшим украшением Кронштадта - исторической базы флота Николаевский Морской собор есть одно из выдающихся духовных украшений всей России.

 

Но как Морской собор этот великолепный храм просуществовал всего несколько лет. Еще некоторое время в нем звучали молитвы как в прходском храме. Затем - поругание, разграбление, закрытие. Но главное - храм уцелел.

 

И ныне, после долгих лет поругания и запустения, после многолетней борьбы за возрождение главного Храма-памятника российских моряков, по молитвам многих и многих православных россиян - он восстанавливается. Восстанавливается по благословению и под патронатом Святейшего Патриарха Кирилла, при деятельном участии супруги президента России Светланы Медведевой, уроженки Кронштадта, при участии высоких государственных лиц, чинов Российского Флота, российских моряков, православной общественности. Возрождается с помощью государства.

 

Государствообразующую роль, подобную той, что сыграл в России в 18-19 веках наш флот, сыграли в свои эпохи и флоты других стран - Британии, Португалии, Испании, Голландии, и роль эта отражена в истории и литературе этих стран. Но не было в этих странах создано таких духовных храмов-памятников, какие были созданы в России. Особое духовно-возвышенное отношение к своей истории, к деяниям, жертвам и подвигам своих предков - поминание павших, прославление победивших, почитание героев и созидателей - свойственно именно Православию - как духовной первооснове жизни и развития русской нации и русской государственности.

 

Всех морских храмов Санкт-Петербурга в кратком докладе не перечислить, а тем более, невозможно на каждой из них остановиться подробно. Домовые храмы до революции были в военно-морских учебных заведениях, во флотских экипажах, на фортах, известен храм во имя Святителя Николая Чудотворца в военно-морской тюрьме на берегу Адмиралтейского . канала, храм при Охтинском Морском полигоне, церковь во имя святителя Николая Чудотворца при Балтийском судостроительном, и механическом заводе, а на всех крупных судах военного флота были устроены корабельные церкви.

 

В начале 20-го века церковь на военном корабле была явлением обычным, даже обязательным. На южных дверях иконостаса в корабельной церкви обязательно была икона Святителя Николая Чудотворца, на северных - святого, почитаемого на корабле. Такой иконостас был установлен, и на. спущенном на воду в 1900 году крейсере первого ранга «Аврора». В славной боевой истории крейсера, прошедшего через трагедию Цусимы, есть страницы, связанные с подвигами судовых священников. Капитан Неболсин в представлении судового священника отца Георгия к награде писал: «В Цусимском бою 14-мая при появлении всего неприятельского флота вышел с крестом и Святою водою и окропил все судно и поднял мужество на предстоящий смертельный бой. После этого, находясь под пулями врага, приобщал тяжело раненых, а легко раненых утешал словом и поил чаем. Перевязочный пункт, полный тяжело ранеными был в отличном настроении и бодром состоянии». Отец Георгий был награжден золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте.

 

Декретом советской власти от 16 февраля 1918 года институт военного духовенства был расформирован, судовые священники списаны на берег, корабельные церкви разобраны и сданы в портовые храмы, а затем и просто уничтожены.

 

В наше время один из таких разрушенных корабельных храмов восстановлен и освящен на бывшем «революционном» крейсере «Аврора», давшем роковой выстрел в 1917-м году.                       

 

Деятельное участие в воссоздании церковного иконостаса для судовой церкви во имя Святых апостолов Петра и Павла на «Авроре» принимал настоятель главного флотского храма Санкт-Петербурга - Николо-Богоявленского Морского собора - протоиерей Богдан Сойко.

 

Именно возглавляемый им Николо-Богоявленский Морской собор стал главным центром возрождения старинных флотских традиций в наши дни. Этому во многом способствовал тот факт, что Николо-Богоявленский Морской собор никогда не закрывался даже в богоборческие   времена. Не закрывался и бережно сохранял православные традиции, в том числе и традиции флотского духовенства.

 

Особое положение Никольскому собору придала еще Екатерина Великая. Тогда, к началу ее царствования, было практически завершено заложенное Елизаветой Петровной строительство великолепного Храма в Морской слободе. Новый храм по своему великолепию и размерам уступал только Петропавловскому придворному крепостному собору. На освящении верхней церкви в честь Богоявления и нижнего левого придела во имя Святителя Димитрия Ростовского, состоявшемся 20 июля 1762 года, присутствовала сама Императрица, которая «изустно повелела» новоосвященную церковь именовать Морским собором. Этим указом была определена дальнейшая судьба храма и его значение для истории Российского флота - от екатерининских времен до наших дней.

 

Это единственный храм, в котором сохранились памятные мемориальные доски с именами русских моряков, отдавших свои жизни за Родину. После разрушения в 1932 году храма Спаса-на-Водах только Никольский собор хранит память о жертвах японской войны. В 85-ю годовщину Цусимского сражения, 27 мая 1990 года, митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (будущий Патриарх всея Руси) отслужил здесь торжественную панихиду по всем погибшим. Весной 1991 года по благословнию настоятеля собора протоиерея Богдана Сойко был учрежден Фонд восстановления храма Спас на Водах. Силами Фонда на территории Адмиралтейского завода на месте фундамента Спаса на Водах был установлен закладной камень. Здесь причтом собора ежегодно в канун очередной годовщины Цусимского сражения служились панихиды по погибшим морякам. Освящена. небольшая часовня, в которой проводятся панихиды. В Никольском соборе чтят память о выдающихся деятелях Российского флота. 26 января 1992 года в храме была отслужена панихида в память 100-летия со дня смерти веикого князя Константина Николаевича,   генерал-адмирал флота, который в 1853-1862 годах возглавлял Морское министерство.

Никольский собор - первый храм, где славная традиция сохранения памяти и имен павших воинов была возобновлена в наши дни. 7 апреля 1990 года, в годовщину гибели атомной подводной лодки «Комсомолец», после панихиды, была установлена металлическая мемориальная доска с именами погибших и со словами: «Вечная память. Подводники русского флота, погибшие в Норвежском море 7 апреля 1989 года».

 

В 1997 году Благотворительным обществом памяти атомной подводной лодки «Комсомолец» установлены еще три большие доски из светло-серого мрамора с именами подводников, погибших в море за последние годы. Освящение этих досок и панихида по погибшим состоялась 7 апреля 1998 года. После трагедии 2000 года - гибели в Баренцевом море атомной подводной лодки «Курск» - на стенах храма появились имена погибших. Так была возрождена давняя флотская традиция. На досках в Морском соборе Санкт-Петербурга есть теперь имена всех подводников, погибших в послевоенное время.

 

Но особо знаменательное событие произошло в Николо-Богоявленском Морском соборе 15 февраля 1992 года, в праздник Сретения Господня. В этот день состоялось освящение возвращенного Российскому Военно-Морскому флоту Андреевского флага. «Прими знамя сие, небесным благословением освященное и окропленное» - с такими словами настоятель Николо-Богоявленского собора протоиерей Богдан Сойко, освятив флаг Санкт-Петербургской Военно-Морской базы, вручил его вице-адмиралу Селиванову.

 

Настоятелем Морского собора была возрождена еще одна традиция - освящение спущенных со стапелей боевых кораблей. 29 февраля 1992 года отец Богдан освятил миноносец «Беспокойный», 17 апреля 1992 года состоялось освящение выстроенною на заводе «Северная верфь» эскадренного миноносца «Бесстрашный». Теперь каждый спуск на воду нового корабля сопровождается торжественным освящением.

 

Причт Морского собора принимает активное участие в налаживании связей между церковью и войсками. Первая конструктивная встреча духовенства собора с командующим Военно-Морской базой вице-адмиралом Селивановым состоялась 26 января 1992 года. Это было начало сотрудничества. Важным событием стала встреча в марте 1994 года Святейшего Патриарха Алексия II с министром обороны РФ и выработка принципов взаимодействия. Результатом этого явились согласованные в декабре 1994 года Положения о координационной рабочей группе по взаимодействию между военным управлением округа и Санкт-Петербургской епархией. В рабочую группу вошел настоятель Морского собора протоиерей Богдан Сойко. Формы взаимодействия церкви и флота в Санкт-Петербурге с той поры получают все новое и новое развитие, и в этом огромная заслуга настоятеля Николо-Богоявленского Морского собора протоиерея Богдана Сойко.

 

В дни празднования 300-летия Российского флота на Иссакиевской площади Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский совершил благодарственный молебен, архиереи и духовенство присутствовали на военно-морском параде, а завершилось празднование служением Божественной литургии и молебна в Николо-Богоявленском Морском соборе в присутствии 15 адмиралов, многих офицеров, матросов и курсантов.

 

Морской собор сегодня полностью оправдывает свое славное имя. Здесь часто можно увидеть моряков и курсантов на богослужениях, они исповедуются и причащаются, венчаются (жених в парадной военно-морской форме придает обряду особую торжественность и красоту) и крестят своих детей. Духовенство собора проводит большую просветительскую работу среди военнослужащих - читают лекции, знакомят с основами православной веры и церковной жизни, участвуют в выпусках и приеме присяги, в освящении офицерских кортиков, принимают участие в юбилейных и иных торжествах военных подразделений и учебных заведений, постоянно поддерживают контакты с командованием флота.

Так возрождаются славные традиции флотского духовенства в наши дни.