Прот. Богдан Сойко. Приветствие участникам конференции.

Дорогие отцы, братия и сестры!

 

Прошло 250 лет с того времени, когда Высокопреосвященнейший Вениамин, архиепископ Санкт-Петербургский, в присутствии Императрицы Екатерины II освятил верхний храм в честь Богоявления Господня и левый предел во имя святителя Димитрия Ростовского.

 

Храм был освящен 20 июля ст.ст./2 августа н.ст. в день празднования св. пророка Божия Илии. Повелением императрицы Екатерины Великой новоосвящённый храм стал именоваться Николо-Богоявленский Морской собор, а через несколько лет 24 июня ст.ст./7 июля н.ст. в день Рождества Пророка и Предтечи, Крестителя Иоанна было высочайше определено в честь победы при Чесме провозглашать вечную память «Основателю Российского флота и виновнику морских побед Петру Великому».

 

Прообразом Новозаветных храмов была Скиния и Иерусалимские ветхозаветные храмы. Построенный Соломоном первый иерусалимский Храм(3 Цар.5-6;7,13-51,8;2 Пар.5,2-3) был единственным центром почитания Единого Бога. Согласно Книге Царств и Паралипоменон внутренняя часть храма называлась «двир», что означает «сзади». В других местах ветхозаветных книг она называется Святое Святых - «кодеш хакодашим», что значит «наиболее отдаленное».

 

В «кодеш хакодашим» Первого Храма был перенесён и установлен Ковчег Завета « аро́н хабри́т», который находился в скинии (Исх.25, 9-28,43). В Ковчеге Завета находились скрижали с десятью Заповедями (Исх.20,34). Над крышкой (каппорет) Ковчега Завета, между крыльями, украшавших его золотых херувимов, постоянно пребывало Божественное присутствие (Шехина) (Исх.25,22; Лев.16,2). Ввиду святости Ковчега Завета прикасаться, приближаться и смотреть на него считалось опасным для жизни (Числ.4,15; 2 Цар.6,6-7).

 

Ковчег Завета и двир были сожжены и уничтожены при разрушении вавилонянами Первого Храма в 586 г. до н.э.(4 Цар.25,9-17)

 

Согласно Книге Ездры и Неемии между 538 и 440 г. до н.э., при возвращении из вавилонского плена, происходило строительство Второго иерусалимского Храма, полностью перестроенного Иродом Великим. Перестройка продолжалась 45 лет. В глубине этого храма находился двир (Святое Святых), отделённый от основного святилища двойной занавесой.

 

Двир был пуст и лишь один раз в год туда заходил первосвященник (Евр.9, 7). По вере Иудеев в этой пустоте обитало Божественное присутствие. В этом храме проповедывал и молился Христос со своими учениками. Второй храм в 70 г. до н.э. был сожжен римлянами.

 

Первым христианским храмом стала Иерусалимская Горница, где Господь и Спаситель перед Своими страданиями совершил Тайную Вечерю     (Мф. 26, 20-30),где собрались ученики Христовы для молитвы после Воскресения и Вознесения Христа, где в день Пятидесятницы Апостолы получили излияние Святого Духа.[1]

 

По примеру Иерусалимской Горницы строились земные храмы, дома Божии, церкви[2].

 

Храм Божий есть «земное небо»[3], место общения Бога с человеком, «в нем совершаются все христианские таинства»[4], «денно нощно храм Божий оглашается славословием»[5] ,«всё в храме Божием свято: и самые стены, и помост, и воздух»[6]. «Ангел Божий постоянно хранит его. Ангелы Божии и святые торжествующей Церкви нисходят в него».[7]

 

Основанием храма является Христос. Апостол Павел говорит: «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (I Кор. 3, 11), далее апостол продолжает «Разве не знаете, что вы - храм Божий и Дух Божий живёт в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят, а этот храм - вы»(I Кор. 3, 17).

 

«Глубоким основанием святости храма является присутствие Божие в храме, таинственное и непостижимое, но, тем не менее, истинное и действенное»[8].

 

Николо-Богоявленский морской собор за 250-летнюю историю пережил различные нестроения: наводнения, революции, обновленческое влияние, войны, голод, грабежи, безбожные идеологические настроения, мученичество душ человеческих, но не на один день не закрывался. В нем теплилась лампада как великая жертва и надежда на милосердие Божие, в нём совершались богослужения и таинства, в нём никогда не прекращалась Бескровная жертва. Народ Божий, подкрепляемый молитвой и Причащением Святых Христовых таинств укреплялся телесно и духовно и часто безмолвно нёс своё свидетельство о Боге, о Его Правде и Истине, свидетельство о единстве, соборности и святости Церкви Христовой. Любовь к храму, возрождала любовь к Богу и друг к другу. Дай Бог, чтобы укрепляемое любовью к Богу и храму настоящее поколение и будущее хранило бы красоту и величие этого святого храма и молитвой в нём преисполнялось Божественной благодати.

 

Благодарю всех, кто присутствует сегодня на конференции и желаю успехов в нашей работе.

 

[1] Святитель Филарет митрополит Московский. Творения т.II Москва 2005г. стр.77
[2] Святитель Игнатий, епископ Ставропольский. Творения т. II 1998г. стр.177
[3] Святитель Игнатий, епископ Ставропольский. Творения т. II 1998г. стр.177
[4] Святитель Игнатий, епископ Ставропольский. Творения т. II 1998г. стр.177
[5] Святитель Игнатий, епископ Ставропольский. Творения т. II 1998г. стр.177
[6] Святитель Игнатий, епископ Ставропольский. Творения т. II 1998г. стр.177
[7] Святитель Игнатий, епископ Ставропольский. Творения т. II 1998г. стр.178
[8] Святитель Филарет митрополит Московский. Творения т.II Москва 2005г. стр.78