Покаяние

Таинство Покаяния (исповедь)

Покаяние есть таинство, в котором верующий исповедует (открывает устно) свои грехи Богу в присутствии священника и получает через священника прощение грехов от Самого Господа Иисуса Христа. Греческое слово metanoia ( «покаяние») означает «перемена ума», то есть изменение образа жизни и образа мысли, преображение человека.

 

В таинстве Крещения христианину прощаются все грехи, но не всегда после крещения человек может жить святой жизнью, потому что нет человека который пожил бы и не согрешил. Мы вновь подпадаем под власть греха, удаляя себя от Бога. Для очищения от этих грехов и существует таинство Покаяния. Святые Отцы называли покаяние "вторым крещением", подчеркивая его очищающее, обновляющее  действие.
Таинство покаяния имеет древнее происхождение. Иисус Христос дал святым апостолам власть разрешать (прощать) грехи: "Приимите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся" (Иоан. 20, 22-23). Апостолы же через рукоположение передали эту власть епископам и священникам.
    

Исповедь приносится Богу, а священник - только "свидетель" раскаяния. Иногда возникает вопрос зачем нужен свидетель, когда можно исповедоваться Самому Богу? Церковь, устанавливая исповедь перед священником, несомненно, учитывала субъективный фактор: Бога многие не стыдятся, так как не видят Его, а перед человеком исповедоваться стыдно, но это спасительный стыд, помогающий преодолеть грех. Кроме того, священник является духовным руководителем, помогающим найти верный путь для преодоления греха.
     

Для прощения грехов от кающегося требуется искреннее сокрушение и раскаяние в грехах и исходящее из этого твердое желание исправить свою жизнь.   Покаяние подразумевает под собой, что человек будет абсолютно искренним и не будет по каким-либо причинам утаивать грехи или искать для себя оправданий. Иначе таинство не будет иметь должной силы.  Также требуется чтобы человек примирился со всеми ближними и с надежной на милосердие Божией приступил к Покаянию, которое есть примирение с Богом.
     

Существует практика так называемой «общей исповеди», когда по причине большого стечения народа священник не беседует с каждым в отдельности, а лишь сам вслух перечисляет грехи, и верующие отвечают «каюсь», или «грешен», или ничего не отвечают; после чего прочитывается молитва и все подходят «под разрешение» от священника. Будучи вынужденной мерой, она, однако, не должна полностью подменить собой частную исповедь, благодатное и спасительное действие которой известно всякому верующему по опыту.